Испания одарила эпоху Ренессанса самым удивительным костюмом, поскольку используя материалы и приемы шитья Возрождения, страна по духу оставалась средневековой. Мода эта идеально выразила образ неприступного аристократа - закованного в свои одежды, словно рыцарь в латы.
"Испанские моды" довольно быстро распространились по всей Европе, получив, впрочем, в каждой стране свою интерпретацию.Небольшое вступление, или кратко про ситуацию в стране.
В 1492г с падение Гранадского эмирата завершилась Реконкиста, длившаяся более 700 лет. А в результате брака Изабеллы королевы Кастилии и Леона , и , Фердинанда II, короля Арагонас 1479г Испания превратилась в единое государство, самое могущественное в Европе.
Личности этих двоих так же заслуживают, отдельного рассказа. Пока же только посылаю в Википедию. Там же можно узнать про Реконкисту и Гранадский эмират.
В XVI страна сделалась оплотом римско-католической церкви.
Испанские правители Карлос I, он же император Священной Римской империи Карл V, и его сын Филипп II, считали себя главными защитниками "истинной" веры, и стремились создать "мировую христианскую державу".
В 1402г первая экспедиция Христофора Колумба положила начало освоению земель в Южной и Центральной Америке и рождению огромной колониальной империи, в которой по словам Филиппа II, "никогда не заходит солнце". Основой богатства Испанской империи послужили вывозимые из колоний золото, серебро, драгоценные камни и пряности.
Испании принадлежали и колоссальные территории в Европе. Итальянские войны закончились в 1559, утвердив ее власть на Аппенинском полуострове, а в 1456 под власть испанской короны перешли Нидерланды.
Благодаря всему этому, испанские короли играли ведущую роль в европейской политике, и как в следствии испанский двор формировал общеевропейскую моду.
Итак, начнем с моды мужской:
Испанский гранд во всей красе
В Испании конца XVI века сформировался идеал облика придворного: изнеженного, тонконогого, с тонкой талией, маленькой головкой, длинной шеей, тонкими пальцами рук, бледным цветом лица.
Испанский гранд был неприступен и величествен, закованный словно в латы в темный костюм с конусовидным негнущимся верхом, весь покрытый словно кованной вышивкой из металлических нитей, каменьев, золотых и серебряных кружев. Впечатление тяжелого верха усиливал короткий полукруглый плащ, и тонкие длинные ноги, обтянутые шелком чулок, появляющиеся из коротких шарообразных штанов. Но смысловым центром костюма аристократа-католика, стал огромный воротник-колесо, обхватывающий голову так плотно, что она казалась головой Иоана Кристителя на блюде Саломеи. Образ дополняли аскетическая бледность и горящие религиозным светом глаза. По большей части это не было косметическим ухищрением - страдания были в моде и господа гранды, носили власяницы и бичевали себя плетью в молитвенном экстазе.
Теперь о деталях.
Гульфик. Наиболее забавная деталь мужского костюма. Именно в это время его стали выделять и богато украшать, стремясь хотя бы зрительно увеличить мужское достоинство. Приглядитесь к портретам.
Плащ. Изящный короткий плащ - обязательная принадлежность дворянина (идальго). Наиболее знатные особы, в том числе и члены королевских семей, в расцвет этой моды (70-е годы XVI столетия) носили плащи, едва прикрывающие локоть руки. Они подбивались цветной подкладкой, обшивались вышитой тесьмой, мехом и драгоценностями. Шпага на перевязи или ремне завершала костюм дворянина. Недаром комедии Кальдерона называются комедиями "плаща и шпаги". В Испании в XVI веке черный цвет становится официальным для придворного костюма, и с этого времени и до наших дней в официальной одежде у мужчин будет господствовать черный цвет.
Теперь подошла очередь прекрасных дам.
Платья весом в 30 кг
Женская фигура оказалась закованной в корсет с металлическими или деревянными планшетками. Корсет имел длинный шнип - выступ, оканчивающийся острым углом, благодаря которому плоская грудь плавно и невидимо переходила в юбку. На бедра надевался предок кринолина - каркас из нескольких конических уменьшающихся в диаметре кругов, висящих на кожаных ремнях, что сообщало юбке неподвижность и правильную коническую форму - вертугадэн (от испанского "вертугадо" - ветви из которых делались жесткие арматуры на юбках (1468 г.)).
Жесткий, расширенный сверху и сужающийся книзу рукав прикрывался крылышком или валиком, что также являлось изобретением Испании; он сопровождался вторым, свободно висящим почти до пола фальшивым рукавом. Голова, убранная маленькой прической (у мужчин и женщин), поднята кверху жестким стоячим воротником, заканчивающимся у подбородка рюшем. Этот маленький рюш очень скоро станет фрезой - круглым воротником, который потребует умения его носить, не давая опускать голову и склонять шею. Фреза делалась из тончайшего полотна, обшитого кружевом, и из металлического кружева (золотого или серебряного).
Узорчатая или гладкая ткань костюма апплицировалась золотошвейными лентами и с геометрической точностью "прочерчивалась" прямолинейными узорами "золотыми" и "серебряными" нитями и жемчугом.
Волосы подбирались вверх в туго стянутый узел и прикрывались маленьким беретом (ток), отделанным драгоценностями, перьями страуса, пушком лебедя или куньим и собольим мехом. В руках перчатки и платок, зашитые кружевом.
С конца XVI столетия испанская мода начинает свое победное шествие по аристократическим дворам Европы. Англия, начиная с царствования Марии Тюдор и до царствования Елизаветы, Франция со времен Екатерины Медичи до царствования Генриха IV - все они будут подвержены испанской моде.
Таким образом, кульминацией аристократической моды, где искусственность была доведена до совершенства, явились годы 1560-1578-й. Круглый воротник-фреза просуществовал в Англии, Испании и даже во Франции до конца века. Наряду с ним появилась разрезанная фреза, оставляющая место для маленькой бородки у мужчин и обнажающая небольшое пространство груди у женщин. Затем фреза встанет веером, обрамляя сзади шею и плечи. (Вспомним портреты английской королевы Елизаветы)
Просто в тему:
посмотреть на гульфики, хотя с автором статьи я и не очень согласна. Материал там подобран неплохо.