Законы моды. Часть 1
По каким законам развивается мода, скорее всего, знают многие. Большинство наверняка, понимает, что моду создают не модельеры - они лишь подчиняются объективным закономерностям. Вот некоторые из них, причём, я не претендую на истину в последней инстанции - наверняка у вас будут какие-то свои представления и выводы. Например, многие историки моды связывают изменения силуэта с изменением экономической ситуации или с началом войн. Другие - опираются на постулат, согласно которому в моде попеременно меняются периоды аскетизма и сексуальности. Третьи скажут, что всему причиной являются социально-политические изменения - торжество какой-либо идеи или режима. .Заранее приношу извинения по поводу иллюстраций - делать приличные фото с кирпича толщиной 10см очень неудобно, зато больше нигде такого нет )) хотелось показать не картинки из журналов, а реальные костюмы.1. до абсурда и обратноЛюбая модная линия, любой актуальный покрой с каждым сезоном становится всё смелее, всё зримее. все шире и шире, все выше и выше, все ярче и ярче. И вот наступает пик, этакая критическая точка, после которой дальнейшее развитие данной формы попросту невозможно - чисто уже технически. Ну, просто нет такой материи, чтобы она позволила и дальше расширять рукава или нет такого устройства, которое позволило бы сделать куафюру ещё роскошнее без вреда для здоровья модницы. Ну или когда мини-юбка превращается в макси-пояс и дальше идут трусы...
Вот, например, знаменитые в николаевскую эпоху рукава-жиго. С конца 1820-х и до середины 1830-х их величина росла год от года. Сначала это были довольно скромные "фонарики", которые за 6-7 лет доросли до объёма "воздухоплавательных шаров" (как назвал эти рукава Н.В.Гоголь в своём "Невском проспекте").
Потом, когда широкие рукава превратились в карикатуру, они резко вышли из моды - сначала буф "переполз" с плеча - к локтю, а потом и вовсе превратился в малоприметный фонарик, а на некоторое время из моды исчез даже маленький буф, и дамы носили гладкий вытачной рукав.
В общем, когда возникает "усталость" от какого-либо фасона или цвета, он быстро исчезает из моды, но это отнюдь не значит, что его перестают носить. те же рукава-жиго носили в провинции ещё лет 5-6. так бывшая модная деталь становится сугубо провинциальной, смешной и нелепой.
Нечто подобное случилось и в конце XIX века, когда жиго снова вошли в моду - с 1890 по 1895г. они неуклонно росли в объеме, чтобы потом "сместиться" к локтю, затем - ненадолго исчезнуть. но в начале 1900-х маленький буф снова появился. Его полное исчезновение было ознаменовано только сменой актуального силуэта одежды, когда Пуаре ввёл в моду цельнокроенный "восточный" рукав.
иллюстрации из "Fashion: A History from the 18th Century to the 20th Century, Collection from the Kyoto Costume Institute" 2002 продолжение следует...