+++
Оба текста не мои. Подбор картинок к ним - мой.
Соня Штерн родилась в Полтавской губернии 14 ноября 1885, но пятилетней девочкой увезена в Петербург , в семью адвоката Генриха Терка, ее дяди, имя которого стало ее творческим псевдонимом. В Петербурге она росла и училась. Благодаря дядиной поддержке она смогла похать учится в Карлсруэ, а затем в Париж в академию Палетт. В Париже она вышла замуж за коллеционера и галериста Вильгельма Уде, но брак был недолог - Соня встретила Роберта Делоне. Ходили слухи , что ее брак с Уде был браком по расчету, а Уде на самом деле гомосексуалист. Как бы то не было, хорошие отношения Сони с Уде остались и после их развода. Уде покупал и выставлял работы Сони и Роберта. Дядя по прежнему помогал Соне материально. Вскоре у супругов родился сын Шарль (в будущем известный историк джаза).
В национальном музее современного искусства в Париже хранится детское одеялко из разноцветных кусочков ткани в стиле пэчворк, сшитое Соней для крошки Шарля. Говорят, с него все началось.
После революции помощь дяди прератилась и Соня стала главной кормилицей семьи Делоне. Она делала все - одежду, рисунки для такней и ковров, театральные костюы, иллюстрации, дизайн авто. (с)
Соня и Робер Делоне разработали совершенно новый стиль в изобразительном искусстве — симультанизм (или орфизм, как назвал его Гийом Аполлинер). Живописным языком концентрических "солнечных кругов" этот стиль выражал динамику движения, тонкости цветовых созвучий.
В это же время Соня Делоне увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. Даже одеяльце для своего новорожденного сына она превратила в арт-объект, создав его в стиле пэчворк (хранится в Музее современного искусства в Париже), который она затем взяла на вооружение, используя в дизайне экстравагантных платьев.
События Первой мировой войны вынудили супругов переехать в Португалию, а после в Испанию, где Соня познакомилась с Игорем Стравинским, Сергеем Дягилевым, Вацлавом Нижинским. Для антрепризы Дягилева она создала эскизы костюмов, а к балету «Клеопатра» - декорации. В этот период Соня Делоне берется буквально за любую работу: создает модели одежды и обуви, рисунки к игральным картам, театральные костюмы, занимается тюнингом автомобилей, ткет ковры, иллюстрирует книги. В 1916-1920 годах она участвует в выставках в Стокгольме, Бильбао, Берлине.
После войны супруги вернулись в Париж, где Соня Делоне подружилась с основателями сюрреализма Андре Бретоном и Луи Арагоном, а также презентовала свои знаменитые "платья-стихотворения". Поэтические строки, которые художница воспроизвела на модных нарядах, написал знаменитый дадаист Тристан Тцара. Ее ноу-хау вошли в моду, и в 1924 году на Елисейских полях вместе Ж.Хеймом она открыла «Симультанистский бутик» (вошедший в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже). Там демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа – с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. Таким образом она воплотила свою мечту об «изменяющемся и движущемся произведении искусства». Даже на пляже она и ее клиентки носили лишь «искусство».
George Lepape, 1925 cover for British Vogue.
Sonia Delaunay 'Simultaneous' dress, next to a 'Simultaneous' car, January 1925.
Принты - Делоне работала и с текстилем, тогда это был настоящий шок.
">
эту картинку можно ткнуть и рассмотреть
Design 253: fabric sample. France, 1928-30.
Design 1152
Design 1293
Germaine Krull - Demaria, Modèle Sonia Delaunay, 1926