Китай. конец XV
Пипа/Бива ( 琵琶 — китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх. Широко распространена в Центральном и Южном Китае. С VIII века известна также в Японии под названием бива. Бивы изготовлялись различных размеров.
+++
Китай XIX
Гучжэн/Сэ/Китайская цитра (古筝 — традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.
Современный гуxжэн полукруглой формы, с количеством струн 21-25. Традиционно струны изготавливались из шёлка, но современные музыканты предпочитают использовать металлические (Стальные для струн высокого регистра и стальные с медной оплёткой для басовых).
Китай, 1886
Yueqin ( 月琴 - – древняя цитра с 5 – 25 струнами. Это китайский старинный музыкальный инструмент. Согласно историческим записям, история yueqin насчитывает более двух тысяч лет. В древности yueqin широко использовался в различных народных представлениях. Cтал особенно популярен в эпоху правления династии Тан, поскольку часто использовался в качестве аккомпанимента при выступлениях придворных певцов и танцоров. В дальнейшем он распространился среди простолюдинов, и превратился в ординарный инструмент для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий.
Япония, XVII
Япония, ХХ
Кото/Японская цитра ( 琴— японский щипковый музыкальный инструмент. Кото н аряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.
Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).
История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽. Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).
Япония, XVIII
Сямисэ́н ( 三味線?, атэдзи; иероглифы означают «три оттенка струн») — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках.
В отличие от Европы, где традиционные старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре кабуки и бунраку.
Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыканток годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.
Корея, ХХ
Каягым ( 가야금 — корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент. Один из самых распространённых в Корее струнных инструментов. Появление каягыма относят к VI веку.
Имеет плоский резонаторный корпус удлинённой формы с двумя отверстиями на одном из концов. Число струн может быть различным; наиболее популярен 12-струнный каягым. Каждой струне соответствует особая передвижная подставка («кобылка»), при помощи которой осуществляется настройка инструмента.
Разновидность каягыма — кахёнгым имеет более короткий и более широкий корпус и более высокую тесситуру.
Вьетнам XXI
Дан дай (đàn đáy) - вьетнамский музыкальный инструмент. На нем аккомпанировали музыкантш - качу. В XV веке увлечение качу охватило весь север Вьетнама, их звали отметить рождение сына, удачную торговую сделку. Представления стали проходить и в частных домах, а на входе зрители покупали бамбуковые билеты (отсюда «ка чу», то есть пение за билеты); понравившимся качу билеты дарили. Исполнительницы получали оплату пропорционально количеству подаренных чу. Качу стояли вне кастовой системы и могли развлекать самых высокопоставленных клиентов. После прихода к власти коммунистов в 1945 году в Северный Вьетнам качу попали под удар пропаганды, которая выставляла их проститутками. А дан дай приобрел популярность у простого народа.
Вьетнам XXI
Дан бау - вьетнамский музыкальный инструмент
Таиланд, XXI
Khong mon lek - тайский музыкальный инструмент
Бирма, XIX, Saùng-gauk