Биография
Утагава Куниёси (1798 г. Эдо — 14 апреля 1861 г. Эдо) родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.
Автопортрет, 1840
Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. В 1814-16 годах он занимается иллюстрированием книг, в 1817 году не создаёт вообще ничего нового, в период с 1818 года по 1826-й находится лишь несколько издателей, согласившихся напечатать некоторые его работы. На жизнь Куниёси зарабатывает в основном набивкой и ремонтом напольных соломенных матов. Живёт в постоянной нужде, к тому же в 1820 году он женится.
С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя по имени Кагая Китибэй заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи. К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.
В 1842 году, в результате так называемых «реформ Тэмпо», изменились и условия работы для художников укиё-э. Так, им было запрещено отныне изображить театральные сцены, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси пишет свою «кошачью» серию, делает гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, изображает национальных героев в серии Традиции, мораль и благочиние. В 1843 году мастер был предупреждён властями за изготовление карикатур на сёгуна и его первого министра, его гравировальные доски были конфискованы и уничтожены. Постепенно строгость запретов расшатывается, и к концу 1840-х — началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.
До 1855 года Куниёси работает во всех областях цветной гравюры, но с 1855 он ограничивается исключительно областью книжной иллюстрации.
К 1853 году художник скопил значительное состояние, которое затем разделил среди своих учеников.
У художника много очень интересных работ, но сегодня будут кошки.
+++
Начну с любимой серии. Кошачьи омофоны (Neko no ateji, 猫の当字 изд. Iba-ya Sensaburô, 1842 г. (по другой версии, 1844 г.). Слова составленные из кошачьих тел. В левом верхнем углу рыба - подсказка.
Сом (鯰 намадзу) なまず
Фугу (鰒ふく
Угорь (鰻, унаги) うなぎ
Осьминог (章魚 тако) たこ
Полосатый тунец (鰹, кацуо) かつお
__
Серия рисунков для вееров-учива(uchiwa-e). изд. Iba-ya Sensaburô
Кошки изображающие Шестерых Бессмертных Богов
Nekotsuruken (все виды кошек?)
Кошки наслаждаются вечерней прохладой, 1839-1842
Танцующие, 1841
Ёшивара, 1842
Музыканты, 1841
Игра в Кен, 1841
Коты одетые актерами Кабуки, 1842
Коты изображают сцену сумо из пьесы Кабуки, 1842
Коты изображают сцену из пьесы Кабуки, 1842
Сцена из повести о Гендзи. 1839
Серия "Модные кошки" (Ryûkô neko no tawamure, 流行猫の戯 изд.Yamamoto-ya Heikichi, 1847
Здесь изображены модные в то время актеры театра Кабуки в виде котов.
Всячина
53 станции Тоакайдо, 1832
Goldfish Dzukushi, 1839