Около VII в. до н. э. в Коринфе зародился стиль искусства, в том числе и вазописи, который позже исследователи назовут коринфским, или ориентализирующим, под влиянием импортированных из Востока тканей с красочными причудливыми узорами. Около 100 лет Коринф оставался единственным эллинским полисом, который доминировал на рынке керамики. Ранний период развития коринфской керамики называется протокоринфским и охватывает период 720—690 гг. до н. э. Основными мотивами росписи были животные, например птицы и львы.
Ок. 650—630 гг. до н. э. Лувр
Для начала немного о технологии изготовления древнегреческой керамики.
читать дальшеПервые сведения о технологии дают глиняные пинаки с Коринфа, на которых изображены основные этапы процесса.
В 1923 американская исследовательница Гизела Рихтер в работе "The craft of Athenian pottery" (тут могла быть ссылка, но дайри теперь не пускают опенлайброри) рассмотрела и упорядочила этапы производства гончарных изделий Древний Греции. В послевоенное время появился ряд публикаций об отдельных стадиях и приемах производства аттической керамики: работы британского археолога Джона Бизли "Potters and Painters in Ancient Athens" 1944 года и Джозефа Ноубла "The Techniques of Painted Attic Pottery". И конечно, работы Теодора Шумана по составу черного лака.
Добыча глины, чернофигурная коринфская пинака. Louvre
Формовка вазы за гончарным кругом, чернофигурная пинака. Louvre
Мастерская гончара, коринфская пинака из Пентескуфии. Louvre
В VI до н. э. с расцветом Афин техника росписи достигла совершенства. Изделия расписной и чернолаковой керамики стали настоящими произведениями искусства. Одна из причин расцвета гончарного мастерства Афинского полиса в почве богатой залежами вторичных глин, которые благодаря большому количеству железа придавали изделиями красный цвет.
Так же вторичные глины очень пластичны, хорошо держат форму и хорошо пригодны для керамического производства. Их и сейчас добываются в пригороде Амаруси современных Афин. В древние времена глины добывали в ямах-копанках и перевозили в афинский квартал гончаров — Керамик (от названия которого, собственно и произошло слово керамика).
Прежде всего осуществляли очистку: в специальную ванну-бассейн с глиной собирали дождевую воду. После отстаивания тяжелые примеси опускались на дно. Верхний слой глины и воды сливали в соседней бассейн. Эту операцию повторяли несколько раз, после чего воду сливали. Сформировав блоки, глину высушивали в течение нескольких месяцев на открытом воздухе, при этом, чтобы помешать усадке, добавляли песок и измельченный шамот, гранит и т. д..
Для формирования корпуса вазы использовали ручной гончарный круг диаметром около 60 см, который обращал специальный наемный рабочий или раб. Учитывая высокую пластичность аттических глин, вазы изготавливали из одного куска глины, однако кратеры или гидрии особо крупных форм склеивали из нескольких колец жидкой глиной. Для сосудов сложных форм отдельно формировали ножку, ручки, которые соединяли с корпусом последними. После этого вазу оставляли высыхать.
Типы греческих сосудов:
Составитель таблиц Е. Г. Кастанаян. Из книги "Античные государства Северного Причерноморья"
1, 7, 9, 10, 16, 17, 22, 23, 25, 33 — амфоры; 4, 6 — кувшины; 5,21, 31 — кубки; 8, 14, 15, 24, 32, 37 — гидрии; 11, 18, 27 — панафинейские амфоры; 13, 20, 26, 29, 30, 35, 36 — пелики; 19, 28 — амфоры лутрофоры; 34 — сигула
1-4, 8-14 — кратеры; 5 — стамнос; 6 — киаф; 7 — динос: 15 - псиктер.
1—3, 29, 30, 58 — пиксиды; 4, 5, 33 — арибаллы; 6 — флаконы; 7,8 — кофоны; 9, 34 — аски; 10, 39, 40 — скифосы; 11 — ритон; 12, 13, 45, 46, 69 — ойнохои; 14 — ольпа; 15—19, 41—44, 50, 51, 65 —килики; 20, 47—49, 63, 61 — канфары; 21, 22, 62 — тарелки; 23, 57 — алабастры; 24 — бомбилий; 25—28, 31 — лекифы; 32, 56 — амфориски; 35, 59 — гуттусы; 36, 61 — чаши; 37, 38 — солонки; 45, 69 — кувшины; 52 — фиала; 53 — лека-на; 54 — котила; 55 — кальпида; 60 — лутерий; 66 — «мегар-ская» чаша; 67, 68 — лагинос.
Бытовую столовую посуду покрывали только черным лаком. Расписную же керамику сначала покрывали раствором мелко измельченной охры, полировали гладким камнем или деревянным бруском и только потом покрывали черным лаком. После высыхания поверхность, не покрытая лаком, имела розово-оранжевый цвет, оттенок зависел от содержания в охре оксида железа.
Первым этапом было нанесение острым инструментом эскиза; циркулем прорисовывали круглые детали, в частности щиты и т. д. Широкой кистью покрывали лаком те поверхности, которые после высыхания должны стать черными. Область росписи ограничивали чаще орнаментальной линией. Затем тонкой кистью черным лаком и цветными накладными красками рисовали фигуры, составлявшие композицию вазописи. На завершающем этапе острым металлическим инструментом выполняли такие тонкие детали, как черты лица, драпировка одежды, мускулатура.
▲Теодор Шуман установил, что аттический черный лак по составу не отличается от глины и не имеет никаких примесей или красителей. Черный цвет обусловлен оксидом железа(III) Fe2O3 (красный железняк), который при окислении опала дает ярко-красный, а при восстановлении — черный цвет.
Восстановительный этап обжига происходит при недостатке кислорода и наличия водяного пара. При горении высокоуглеродистого топлива образуется не только диоксид углерода CO2, но и монооксид углерода CO, который присоединяет к себе часть кислорода из оксида железа:
Образованный монооксид железа FeO имеет чёрный цвет. Наличие водяного пара способствует образованию магнетита, который имеет более интенсивный чёрный цвет, чем монооксид железа:
В результате и сосуд, и лакированная поверхность становятся глубоко чёрного цвета. При окислительном этапе под воздействием кислорода в пористой глине сосуда FeO и Fe3O4 переходят в красный железа(III) Fe2O3, тогда как в плотных ошлакованиях покрытых лаком поверхностей при остывании печи такого не происходит, и поверхности, покрытые лаком, остаются черными.
Экспериментируя, он определил, что для приготовления черного лака необходимо смешать 115 г глины, 0,5 л воды и 2,5 г метафосфата натрия (в древности использовали поташ). В течение 48 часов отстаивания раствор расслаивался: средний слой — слой, пригодный для создания ваз, а верхний слой коллоидной глины использовали для изготовления черного лака, предварительно высушивая до появления глубокого коричневого цвета. Лак использовали густого темно-коричневого цвета, чтобы получить черную блестящую глянцевую поверхность; или разбавленный, чтобы получить палитру желто-коричневого цвета. Лак вполне можно было хранить в сухом виде и при необходимости разводить водой.
▶Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 г. до н. э. Украшенная росписью керамика из Коринфа господствовала в средиземноморском регионе в VII — начале VI вв. до н. э. Большая часть изготовленных в Коринфе керамических сосудов были обнаружены в Этрурии, нижней Италии и на острове Сицилия. Коринфская глина была мягкой и имела желтоватый, а иногда зеленоватый оттенок. Много изделий страдало от ошибок при обжиге.
Квадрига на чернофигурной амфоре из Аттики. Staatliche Antikensammlungen.
▶На ранних этапах развития краснофигурной вазописи после полировки вазы мастера также наносили острым инструментом эскизный рисунок. Однако впоследствии, усовершенствовав технику, этот этап чаще пропускался, выполнялся только для сложных, нешаблонных узоров. Контур эскизных линий покрывался густым черным лаком, чтобы отделить будущие красные фигуры от черного фона сосуда. Фактически краснофигурная роспись — это чернофигурная вазопись наоборот.
В начале 5 века до н. э., когда в вазописи стали преобладать живописные приемы, для создания рельефных контуров древнегреческие вазописцы использовали особый инструмент — сирингу. Позже они работали кистью, а для тонких деталей пользовались птичьим пером — ими выполнялась внутренняя роспись фигур. На завершающем этапе пространство между фигурами и ручками вазы (и / или ножками) покрывалось черным лаком.
Первые вазы в краснофигурном стиле появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику изобрел вазописец Андокид. Первоначально Андокид и другие приверженцы нового стиля (например, Псиакс) расписывали вазы в двух стилях одновременно: на одной стороне вазы изображение выполнялось с черными фигурами, а на другой — с красными. Такие сосуды (например, в экспозиции Государственного античного собрания в Мюнхене), называются билингвами.
Амфора-билингва: чернофигурная сторона, Геракл и Афина, Андокид, ок. 520 г. до н. э. Staatliche Antikensammlungen.
▶В V -IV в. в Греции и III века до н. э. областей Великой Греции стала популярна керамика с многоцветным изображением (полихромия). Особенно модной белая краска — ею обозначались лица фигур (преимущественно женских — амазонок), геральдических грифонов, отдельные предметы, такие, как рог изобилия, тени (ленты). Белую краску изготавливали из белой глины с низким содержанием оксида железа (который с ростом концентрации давал все интенсивнее желтый оттенок) и наносили поверх глины или лака, затем разбавленным лаком прорисовывали черты лица и т. п. Кроме белого, в обиход вошли серые и серо-фиолетовые краски. Их изготовляли путем добавления к белой краске определенного количества разбавленного черного лака (до 75 %). Для получения красной краски с черным лаком смешивали тонкоизмельченный железняк. Нередко рисунок украшался позолотой. Для этого использовали тонколистовое золото.
▶Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н. э., является вазописец Псиакс.
Муза с Кифарой. Роспись: Гесиод. 470–460 гг. до н.э. Этрурия. Louvre
Печи обжига керамики в Древней Греции и ее колониях в основном имели круглую форму, диаметром до 1 м. Печи, в которых выжигали пифосы или черепицу, могли достигать 3-4 м в диаметре. Топили печи дровами и хворостом. Верхняя часть печи была куполовидною с отверстием, куда выходило пламя. В тот момент, когда обжиг проходил в восстановительный режим, это отверстие закрывали, по современным экспериментальным подсчетам, на 30 минут. Керамика в печи загружалась через большой боковой проем. Поскольку черный лак не плавился при обжиге, сосуды ставили друг на друга. Само отверстие замазывали глиной, оставляя небольшой "глазок" для наблюдения за процессом обжига. Вместе с вазами в печь помещали отдельные черепки разбитых необожженных сосудов. Их в определенные моменты вынимали через верхнее отверстие для проверки хода процесса. В частности, в Афинах найдено много таких обломков, извлеченных из печи на разных стадиях обжига керамики.
Гончар поднимается до верхнего отверстия печи, чтобы, получив осколок, проверить ход обжига
575–550 BC. From Penteskouphia, now Antikensammlung Berlin/Altes Museum
Во время обжига особенно тщательно следили за температурой. Если она опускалась ниже 800 °C, то глина становилась красного, а не черного цвета. Первый окислительный этап проходил из-за открытого верхнего отверстия. Затем в печь подбрасывались зеленые ветки или сырые дрова, ставили в печь сосуд с водой (для восстановительного режима необходима влага) и закрывали верхнее отверстие — так начинался восстановительный этап, температура постепенно поднималась до 900 °C. По такому режиму обжиг длился, по современным подсчетам, около 30 минут. Тогда верхнее отверстие открывали, обеспечивая вновь доступ кислорода, дрова больше не добавляли, а печь постепенно остывала.
Процесс обжига был очень сложным. Из-за малого скопления воздуха внутри сосуда он мог лопнуть, разрушив и другие вазы в печи. Среди дефектов нередко случались искажения формы, асимметричный корпус, неравные края или ножка — это могло быть следствием смешения разнородных глин. На поверхности сосуда могли проступать красные пятна, или если одна сторона после обжига становилась не чёрной, а бурой, это означало, что температура обжига в подходящий момент не была оптимальной и равномерной в печи. Если это красный цвет без металлического блеска — температура была ниже 800 °C, если же наоборот, цвет чёрный с интенсивным блеском — из-за окислительного этапа температура была слишком высокой. Случалось и так, что из-за избытка поташа лак приобретал не чёрный, а оливковый цвет, поскольку железо частично переходило в двухвалентное состояние Fe(OH)2.