scio me nihil scire
![](http://s02.radikal.ru/i175/1109/e3/9f4abe8402dd.jpg)
О художнике
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340640.jpg)
1925
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323246.jpg)
Как многим известно, всю жизнь Мосса прожил в Ницце, где вслед за отцом, Алексисом Мосса (1844-1926), был куратором Музея изящных искусств и художником-оформителем знаменитого ежегодного Карнавала.
Художественное образование Мосса получил в Школе декоративных искусств Ниццы, а кроме того отец учил его рисовать пейзажи.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323192.jpg)
1904.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323339.jpg)
1910
С 1900 года Мосса увлекся Арт Нуво и символистским течением в литературе и искусстве. Особенно повлияли на него Густав Моро, Роппс и Бердсли. Также на его творчество сильнейшее влияние оказали художники раннего итальянского Возрождения (он увидел подлинники их картин, когда вместе с отцом ездил в Италию: в 1901 году они посетили Геную, Пизу, Сиену и Флоренцию, а в 1903 — Мантую, Падую и Венецию) и прерафаэлиты. Мосса очень много читал, и неудивительно, что его работы вызывают в памяти имена "властителей дум" той эпохи: Бодлера, Гюисманса, Ведекинда, Пшибышевского и многих других. С женскими образами Мосса у меня сильнее всего ассоциируются строки из "Магазина самоубийства" Мориса Роллина (в переводе Бенедикта Лифшица):
"...Но лучшее из средств покинуть дольний мир", –
Он указал на дверь, заделанную в стену, –
"Ему научат вас за небольшую цену
Девица Осьминог и госпожа Вампир". Он любил античных авторов, особенно Ювенала и Светония, любил пьесы Шекспира и оперы Вагнера. Но больше всего художника вдохновляли всевозможные мифы и легенды.
Мосса три раза был женат: первый брак (жену звали Шарлотта-Андреа) продлился с 1908 по 1918 год и закончился разводом, второй (с Лукрецией Ру) — с 1925 по 1955, до смерти жены, а в третий раз художник женился в 1956, в возрасте 73 лет, причем жену (не знаю ее возраста, но предполагаю, что она была молода) звали Мари-Марсела, а Мосса переименовал ее в Виолетту.
Во время Первой мировой войны в 1914 году он был мобилизован на фронт и вскоре тяжело ранен. Еще с 1911 года он стал отходить от символизма, и возможно, то, что он испытал на войне, окончательно изменило его взгляды на жизнь и на искусство. Он продолжал рисовать пейзажи и иллюстрировать книги (например, "Иродиаду" Флобера (1927), "Севильского цирюльника" Бомарше (1931), "Задига" Вольтера и несколько произведений Анатоля Франса), делать афиши и рекламные листовки для карнавала. После смерти Мосса его ранние картины были показаны широкой публике. То, что в 20-е-30-е годы казалось обветшалым и старомодным, теперь, в 70-е, снова вызывало интерес.
![](http://s19.radikal.ru/i192/1109/4e/2f15bffcad09.jpg)
+++
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57318806.jpg)
Пресвятая Дева, покровительница Ниццы. 1904
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323390.jpg)
Bruges-La-Morte ("Мертвый Брюгге"- название романа Жоржа Родденбаха)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323363.jpg)
Сфинкс.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340244.jpg)
Сафо
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323285.jpg)
Далила забавляется. 1905.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323348.jpg)
Сусанна и старцы
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323216.jpg)
Юдифь
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323207.jpg)
Мудрые девы (Les Vierges sages). 1906. Когда я взглянула на эту картину, не зная названия, я подумала: "Евангельская притча о мудрых девах". Так оно и оказалось.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340277.jpg)
Кифера
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340316.jpg)
Круг сильфид
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340232.jpg)
Адам и Ева
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340934.jpg)
Мотыльки
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340388.jpg)
Dans la penombre crepusculaire des jours (В cумеречной полутени дней*).1914'
*Это я так перевела, но, может быть, те, кто знает французский, меня поправят.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340907.jpg)
Конец Данаи.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323342.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340340.jpg)
В балете .
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323252.jpg)
Асмодей
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57330677.jpg)
Падаль
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57330659.jpg)
Слепой
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57318482.jpg)
Цена глупости (Eloge de la folie). 1906.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323219.jpg)
Пьеро уходит. 1906 г. Мосса считал образ Пьеро очень близким себе и в 1905 написал одноактную пьесу "Пьеро уходит".
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/thumb/57343346.jpg)
Светская дама и жокей. 1906.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57330707.jpg)
Четыре евангелиста.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57330755.jpg)
Петух и жемчужное зерно. 1909.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/6/0/8/660853/55014062.jpg)
Давид и Вирсавия. 1906(?).
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57328931.jpg)
Мосса отразил в своем творчестве почти все ключевые для искусства декаданса темы, не обошел он стороной и андрогинность, и гомоэротизм. Этот акварельный рисунок, созданный в 1906 году, называется "Он" (по аналогии с картиной "Она", которую можно посмотреть у EvaDrasen). Это изображение императора Гелиогабала, готовящегося к танцу в честь сирийского солнечного бога. На рисунке есть надпись, якобы цитата из Светония: «И затем он подражал крикам и плачу девушек, которых изнасиловал (Светоний "Жизнь Гелиогабала")» Но у Светония нет жизнеописания Гелиогабала, а сама фраза навеяна жизнеописанием Нерона, про которого Светоний пишет, что он вышел замуж за некоего Дорифора, "крича и вопя, как насилуемая девушка". Кстати, Мосса изобразил другой эпизод из жизни Нерона: изнасилование весталки по имени Рубрия.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323264.jpg)
Рубрия. 1907.
Гелиогабал вел не менее развратную жизнь, чем Нерон, имел множество любовников, три раза был женат (на женщинах), а один раз, как Нерон, сам вышел замуж. Поэтому Мосса то ли ошибся, то ли сознательно применил к нему видоизмененную фразу о Нероне. Гелиогабал на его рисунке имеет много общего и с Пьеро, и со светской дамой андрогинной внешности. Жаль, что мне не удалось найти изображение побольше. Кстати, я сперва решила, что тут изображена женщина (пока не прочла название, так и думала). У Мосса есть и другие андрогинные образы:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57330797.jpg)
Персей
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57330809.jpg)
Горгона
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57340541.jpg)
Порок
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/57323345.jpg)
Соломон
Этот Соломон напомнил мне одну мадонну Карло Кривелли:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/1/3/1813687/thumb/57341078.jpg)
Madonna della Candeletta Карло Кривелли
tes3m
Ссылкиpagesperso-orange.fr/manna/Mossa/Mossa0.htm
fr.wikipedia.org/wiki/Gustav-Adolf_Mossa
servat.rene.free.fr/mossa.htm
www.nicerendezvous.com/car/gustav-adolf-mossa-i...
www.couperusmuseum.org/varian/14_papers.html
www.artcyclopedia.com/artists/mossa_gustave_ado...
@темы: art history, художники