Мне всегда было интересно "что там, как там?" до до юрт доезжать пока не приходилось. А сегодня прямо в руки интеренет свалил все нужное)
ЮртаВ доме, который по нескольку раз в год приходится разбирать и перевозить на новое место, не может быть ничего лишнего, а все необходимое должно находиться на строго определенных, освященных традицией местах
читать дальше
Юрта для монголов была центром мироздания. На этом основывалась вся символика жилища.
Юрта обычно ориентирована по оси север – юг. Вход обращен к югу. Правая, западная сторона юрты – мужская; левая, восточная — женская.
В центре юрты – очаг, главный сакральный объект человеческого жилища.
Возле очага – опорный столб с развилкой наверху, упирающейся в обод дымового отверстия. Этот столб, или шест, – символ древа жизни, магической связи поколений и времен. Когда женщина рожала, она двумя руками охватывала столб, а на нем делалась зарубка. Когда человек умирал, вместе с ним к месту погребения везли и шест.
Через дымовое отверстие юрты проникали солнечные лучи. Внутреннее пространство юрты, подобно циферблату, символически было разделено на 12 частей. Солнечный луч пермещался от одной части до другой в течение двух часов. Каждый из этих двух часов обозначался именем одного из животных цикла: час Мыши (0 – 2); Быка (2 – 4); Тигра (4 – 6); Зайца 6 — 8); Дракона (8 — 10) и т.д. Опоясывающий юрту животный цикл определял хозяйственное назначение того места, с которым его связывала традиция.
Мышь — знак богатства и его накопления; в северной части юрты под знаком мыши хранили самое дорогое имущество и сажали почетных гостей.
Собака — символ охоты. В северо-западной части юрты, под знаком собаки хранилось оружие.
Дракон — символ воды и водной стихии. На женской половине юрты под этим знаком хранились сосуды с водой.
Под знаком овцы (юго-запад) содержали новорожденных ягнят и т.д.
В Хакасии вход в юрту строго ориентирован на восток. Южная сторона – мужская, северная – женская. Обереги, фетиши хакасской юрты называются тёсями. Это семейно-родовые покровители, духи предков, зверей и птиц, а также помощники шаманов. Тёси охраняют жилище и скот, являются хозяевами жилища. Они строго делятся на «чистых» (тёсей мужской стороны) и «нечистых» (находящихся на женской стороне). Существуют тёси и с внешней стороны юрты. Тёси положено кормить. При этом женщины не должны прикасаться к мужским тёсям. Самые почитаемые у хакасов хозан тёси (хозан - заяц), они представляют грозный дух старых дев и изготовляются из цельной шкурки зайца-самца – для домашнего тёся, либо из головы зайца — для тёся скотного двора.
читать дальше
Юрта в разобранном виде весила около 250 кг. Деревянными решетками, на которые набрасывали войлочные кошмы, регулировали полезную площадь. Постели хранились в сундуках, у входа стояли деревянные ведра, бурдюки. На низких столиках — деревянная или металлическая посуда. В длинных ящиках с орнаментированной лицевой стороной — продукты и одежда, они же служили сиденьями. На западной, мужской, стороне находились кровать главы семьи, охотничье снаряжение, упряжь
читать дальше
Казахская юрта – кииз уй относится к тюркскому типу разборных решетчато-войлочных построек, и является самым лучшим переносным жильем. Казахи были кочевым народом, и им нередко приходилось разбирать их и ставить в другой местности.Юрта имеет полусферическую форму, способную выдержать ураганы, дождь, снежные бури и наносы. Она состоит из красиво изогнутых и складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака.
Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их – двумя узуками и тундуком (войлочные покрытия), которые служат стенами и кровлей жилища, надежно защищающими от непогоды.
Издревле была в почете белая юрта – ак уй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела от 8 до 12 кереге (решетчатых стен) в кругу, примерно 140-150 уыков (сводчатых жердей), вдвое больше, чем в обычной.
Белая юрта покрывалась белым войлоком, обтягивалась циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, покрывалась широкой ковровой полосой – баскур. Неизменными принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения – тангыш, шаныракбау, аркан, уыкбау, желбау и так далее. Двери юрты – сакырлаук – украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой.
Войдя в обычную юрту, человек попадал в неповторимый мир орнамента. Взору открывались всевозможные ковры, паласы, корпеше, подушки. В центре юрты обычно ставили очаг – треножник с котлом для приготовления пищи на огне, а в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы – дастархан. При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи и приспособления для охоты с ловчей птицей.
Чуть подальше ставилась деревянная кровать – тосегаш – для молодоженов, с пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с тосегаш на двух-трех подставках ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы – каршын, тен, а на них два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи. Справа от входа ставили – асадал – разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже – ларь для продуктов; кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы – аяккап для посуды, теркеш – футляры для пиал.
О социальном положении казахов можно рассказать по юрте:
• Белая юрта, ак уй – самая почетная и богатая.
• Обычная юрта покрыта войлоком темного цвета и называется кара уй.
• Юрты малого размера называются отау уй, такие юрты ставились для новобрачных.
• Походная юрта называется жолама уй.
• Кос – это жилище для пастухов.
Проблему создания жилища, отвечающего всем требованиям окружающей среды и кочевого образа жизни, решили давным-давно. На могильных плитах, которыми гунны и тюрки огораживали места погребения своих сородичей, ясно читается незамысловатый орнамент. Он напоминает "хану", решетчатую стенку современной юрты.
Во времена монгольской империи жилища устанавливали на телеги, предназначенные для дальних перекочевок. Расстояние между колесами такой повозки достигало 6 метров, а тащили ее 22 быка. Вот как описывал подобные конструкции современник Чингисхана: "Дом, в котором они спят, они ставят на колеса из плетеных прутьев. Бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается шейка, наподобие печной трубы. Дом они покрывают белым войлоком, чаще пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Войлок пропитывают салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю".
читать дальше
Раньше женщины жили отдельно. Если у батыра было несколько жен, то каждой полагалась благоустроенная юрта. Жены ставили их к западу от мужнего дома. Так что двор богатого монгола выглядел как большой город.
Со временем перевозную юрту целиком вытеснило сборно-разборное жилище. В нем каждая деталь целесообразна и взаимозаменяема. Основные элементы юрты - деревянный каркас и войлочные покрытия. Все это в случае опасности или перевозки на дальние расстояния легко укладывалось в телегу. Всего за полчаса юрта разбирается и собирается. С помощью секций "хана", составляющих стенку, можно менять внутреннее пространство. С появлением новых членов в семье жилую площадь увеличивают, добавляя секции. Зимой часть стены убирается, юрта становится меньше и обогреть ее легче. Войлочные дома изготавливают мелкие частные предприятия. Цена - около 1 000 долларов за штуку.
Если сын решает жить отдельно, то отец обязан подарить ему юрту. Ее кровля состоит из жердей, верхний конец которых заострен. Верхним концом жердь упирается в "тоно" - центр кровли, а нижним крепится к решеткам. Давление кровли распределяется по стене равномерно. Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная дверь. Обычно зимой к дверям пристраивают теплый тамбур. Любопытно, что раньше хозяину разрешалось сломать хребет всякому, кто наступал на порог юрты. Считалось, что порог - место священное. Если наступишь на него - хранители дома загубят хозяина. Нынче священное место переместилось с порога внутрь. Оно находится у двух опорных стоек, поддерживающих крышу. Проходить между ними запрещено, но если вы нарушили табу, хребет вам ломать никто не станет.
Как правило, юрта не имеет окон. Свет проникает в нее через отверстие наверху, а в теплое время - через открытую дверь. Интерьер кочевого дома очень прост, но каждая вещь тут имеет свое раз и навсегда установленное место. В центре находится очаг. Железные печки с трубой появились только в XIX веке. Северная половина юрты - самая почетная, для гостей и старейшин. Там располагается домашний алтарь. На него ставят изображение божества, молитвенный барабанчик, вешают мандалу или танку. Восточная половина - для хозяев дома. Остальные члены семьи располагаются в западной части.
Если кочевнику лень устанавливать стену, то в качестве жилища можно использовать только купол юрты. Такой дом зовется "хатгур". Не все отдают предпочтение юртам. Некоторые живут в майханах, палатках. Майханы легки, просты, устойчивы. Конструкция состоит из нескольких шестов, на которых держится покрытие из плотной брезентовой ткани. Иногда рядом с кочевым жилищем ставят деревянный домик. "Монголы живут в нем только летом, - писал Рерих. - На зиму они перебираются в теплые юрты с деревянным полом, железной или кирпичной печкой".
На заре буддизма в юртах размещались общественные молельни. Они переезжали вместе с кочующей общиной, аймаком. Когда монастыри перешли на оседлый образ жизни, храмы начали строить в виде юрт, но с глиняными стенами. Сегодня так выглядят некоторые монгольские гостиницы. Европеец, отправившийся путешествовать по Монголии, должен быть готов к тому, что отели в этой стране в основном из дерева и войлока, а не из бетона и стекла. Пятизвездочных юрт здесь тоже, разумеется, нет. Изрядным терпением придется запастись и во время переездов. Большинство путей накатаны автомобильным и гужевым транспортом. Расстояния от одного населенного пункта до другого значительны. Езда по таким дорогам превращается в сущую пытку.
Несмотря на однообразие пейзажа и отсутствие видимых европейскому глазу примет, монголы превосходно ориентируются на местности. У них отличная зрительная память. Кочевникам достаточно один раз проехать по маршруту любой длины, чтобы запомнить его на всю жизнь. Это свойство очень пригодилось им во время совершения длительных военных походов. Вот, что об этом писал все тот же Николай Рерих: "Монголы по следу коней узнают род и количество груза. Слухи здесь опережают даже моторы. За двести верст верхом едут чай попить". Пространства, отделявшие монголов от других стран и народов, никогда не были особым препятствием. Кочевники хотели увидеть новые места, стремились познать неведомое, преодолеть черту таинственного горизонта. Стремительные, низкорослые и выносливые лошадки легко преодолевали сотни километров. "Случится надобность, так скачут, скажу вам, десять дней без пищи, не разводя огня. На всем пути они питаются кровью своих коней. Проткнет монгол жилу коня, да и пьет кровь", - удивлялся венецианский купец Марко Поло. На лошадь и теперь сажают с двухлетнего возраста. Она является монголу другом до тех пор, пока смерть не разлучает их. Тут, по завету великого Чингисхана, большинство детей сначала учатся ездить верхом, а уж потом ходить. С младых ногтей ребятишки помогают отцам и старшим братьям приглядывать за стадами.
"Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми, - писал францисканский монах Джованни дель Плано Карпини. - Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире". "Есть тут дикие быки со слона, на вид очень красивые, - так Марко Поло описывал яков. - Шерсть у них повсюду… длинная, пяди в три. Любо смотреть, так они хороши… Их ловят дикими и пускают на племя. И наплодилось их много. На них и вьюки возят, и пашут. Они и сильны, и работают вдвое… Всякий у кого много скота, метит своим знаком жеребцов и кобыл, верблюдов, быков и коров и всякий крупный скот. С меткой пускает их пастись…в равнины и в горы. Если скотина смешается, отдают ее тому, чья метка. Скот у них крупный, жирный, славный..."Как собрать юрту: