воскресенье, 18 декабря 2011
Этот фламандский часослов конца XV в. — моя личная большая радость.

Во-первых, он во многом состоит из вот таких прекрасных "обманок" с миниатюрами внутри.
Тут и цветы, и насекомые, и драгоценные камни, павлиньи перья (как перекликается рисунок перьев в рамке с крыльями архангела!) и полочки с домашней утварью — очень по-голландски.







читать дальше
Во-вторых, в маргиналиях тут ещё два сквозных сюжета: охотничье-куртуазный и потешный, про войну мартышек с дикими людьми.
И вот тут начинается мой восторженный писк, потому что такого качества графики, причём не канонической, в рукописных книгах ещё поискать. Она экспрессивна, она предельно смела для своего времени: просто посмотрите, с каким изяществом, с какой лёгкостью, с какой изобретательностью художник осваивает пространство листа и соединяет рисунок с текстом и его декоративными элементами. А уж какие характеры!..
Сперва про охоту.
Оцените, что собака проскакивает между декоративными элементами букв — и оцените лицо трубящего.

Фазана у собак надо отнимать, потому что он предназначен совсем не им...

...а даме в подарок.

Дамы не сказать чтобы счастливы, поскольку птицу надо щипать и потрошить.

Битва мартышек и диких людей — отдельная прелесть. Прямая наследница, что с точки зрения сюжета, что по назначению в книге (веселить и отвлекать благочестивого читателя), миниатюр-маргиналий высокого Средневековья. Только рисунок совсем другой, новый.
Рассмотрите, например, мою любимицу, вот эту даму, снаряжающую рыцаря-мартышку в бой: она не только нарисована с другим пониманием пластики и динамики, она ещё и поставлена на странице очень необычно, это не просто орнамент, но сознательное соединение его с текстом. Я специально не чистила картинку, чтобы было видно, какое положение дама занимает на странице относительно рамки текста — как будто современная иллюстрация, право.

Та же дама подшивает попону боевого единорога — и за выражение его лица можно всё отдать.

Отважные рыцари отправляются в путь, и вот тут разве что ахнуть, как делится на плоскости декоративными элементами строки лист, как лихо и умело мартышка высылается за его обрез!..

Из-за обреза же листа выпрыгивают кролики, ломая привычное представление о графическом решении маргиналий.

Этого скакового грифона я просто люблю.

Как и вот это чудо, норовящее ускакать куда-то за край страницы.

И — на десерт — большой разворот.
Я даже не знаю, какая его сторона мне нравится больше... хотя, наверное, всё же левая — за тончайшие ветки, птиц и неожиданную тщательную реальность сражающихся, особенно серой лошади и лиса-герольда.

quod_sciam
@темы:
история,
история вещей,
музыка,
Trompe l'Oeil,
art history