scio me nihil scire
Монументы были сооружены в 1960-70-х годах в период правления первого президента Югославии Иосипа Броз Тито (Josip Broz Tito), с целью увековечить память жертв Второй Мировой Войны и концентрационных лагерей (как Tjentište, Козара и Kadinjača).
Они были разработаны различными скульпторами (Dušan Džamonja, Vojin Bakić, Miodrag Živković, Jordan and Iskra Grabul, но в 1992 году с распадом Югославии как Социалистической Федеративной Республики, монументы потеряли свое символическое значение и были заброшены.

На поиски этих заброшенных гигантов отправился бельгийский фотограф Ян Кемпенаэрс (Jan Kempenaers), проехав по Хорватии, Сербии, Словении и т.д., и нашел их в полуразрушенном, заброшенном состоянии. Скульпторы и архитекторы того времени старались воплотить в этих монументах уверенность и силу Югославской Социалистической Республики. С распадом страны они утратили свое идеологическое значение, но несмотря на это, согласитесь, по-прежнему производят поразительное впечатление.
В 1960-70-е годы на территории страны было возведено более двадцати причудливых монументов, которые увековечили памятные места Второй мировой войны. Все они были спроектированы разными архитекторами, но главное – памятники должны были передавать идею силы социалистического государства. В 1980-е эти памятники ежегодно посещали миллионы людей, они играли ключевую роль в патриотическом воспитании граждан, а сегодня они полостью заброшены.



+++



Оно все потрясающе инопланетное!

Вопрос: ...
1. Спасибо! 
38  (44.19%)
2. Очень понравилось! Восторг! 
43  (50%)
3. Утащу 
5  (5.81%)
Всего:   86
Всего проголосовало: 68

@темы: 60-е, contemporary art, Европа, 70-e, архитектура

Комментарии
10.11.2012 в 21:32

П---ц
Оу, это прекрасно! Какая свобода формообразования! Точно инопланетное))
Так жаль, что разрушается((
Некая обветшалость бетону даже идет, но разрушение - нет, это грустно.
10.11.2012 в 22:08

они потрясающие!
а зачем там монумент в Болгарии? Болгария же в Югославию не входила.
а что с постом? почему нет возможности выбрать и спасибо и понравилось одновременно?
10.11.2012 в 22:37

scio me nihil scire
Грэтхен, да? случайно! сейчас исправлю!
а текст не мой. там ссылка
10.11.2012 в 22:39

а, ага)
10.11.2012 в 22:56

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
Tjentište и Kadinjača просто-таки нереально прекрасные, спасибо.
а что располагалось в зданиях, неизвестно?
10.11.2012 в 23:22

В'ючна тварина. Сонячна рослина.
humanplanet.com/timothyallen/2012/02/buzludzha-... - фотографии классного фотографа Тимоти Аллена из Бузлуджи.

Не одной ею, оказывается, сытым можно быть. Советская эпоха оставила множество удивительных произведений искусства, несправедливо забытых по идеологическим или ещё каким-то причинам. Эти монументы, с одной стороны, - больше походят на маскировку мест крушения НЛО или их корпусы. С другой, это действительно отражение космического мышления в голове художника, нечто очень земное, некая тоска по высоте, а привязка к ВМВ тут просто предлог, повод для творчества. Эстетика периода 60-70-х нуждается в глубоком изучении и документировании, потому что это больше, чем просто идеологические глыбы - вся эта монументалистика: памятники, мозаики, рельефы, каменные панно... Кстати, быть может, уже есть такие труды. Ежели кто знает - порекомендуйте, пожалуйста.
10.11.2012 в 23:27

С.М.Е.Х., вы очень интересно пишите.
11.11.2012 в 00:23

В'ючна тварина. Сонячна рослина.
Грэтхен, благодарю. =)
11.11.2012 в 00:26

scio me nihil scire
С.М.Е.Х., спасибо)
11.11.2012 в 00:36

В'ючна тварина. Сонячна рослина.
Надеюсь, вскоре разживусь информацией по теме монументалистики, поделюсь.
11.11.2012 в 00:42

scio me nihil scire
С.М.Е.Х., )) очень здорово)
11.11.2012 в 02:24

Недовольный каменщик
Красивые штуки. Интересно что о них думали обычные югославы , особенно ветераны? Их формы, достаточно абстрактные, наводят скорее на мысли о мирах Лукаса, Стругацких или даже Толкина, чем на воспоминания о Великой Отечественной Войне. Первая мысль при взгляде на них "интересная махина, вот бы там полазить и пофоткаться". Возможно, их потому ныне и не почетают, что для современников они выглядели малопонятным и неуместным"художничьим выпендрежом", и не навевали мысли о военных подвигах. Может быть, сами творцы действительно не заморачивались на дословной привязке к теме и использовали её как фон для замыслов с учётом модных тогда тенденций... В общем-то это не умаляет значительности их творческого труда) Его можно воспринимать как памятники будущему, которое отстаивали в сражениях.
11.11.2012 в 05:42

tat tvam asi
Очень круто.
Смотрятся как артефакты исчезнувшей цивилизации. Эдакие Стоунхенджи современности.
11.11.2012 в 12:28

scio me nihil scire
Darmik, интересные мысли) я бы тоже с удовольствием полазала и пофоткалась!
fariann, да-да!
11.11.2012 в 20:10

You don't have a soul. You are a soul. You have a body.
почитать интересно, но вот сами памятники, на мой взгляд, полнейшая безвкусица.... этакой "в-стиле-вечность", как сейчас модно в Европе...
12.11.2012 в 09:47

scio me nihil scire
Кальда, для меня они не стильные или нет, для меня оно скорее интересные. учитывая время строительства, принятую тогда идеологию и архитектуру. они вот реально, выглядят чем то очень странным и инородным.
а то что сейчас: оно вторично. оно растет как раз отсюда.
и это очень интересно, смотреть что как и почему

мне из них нравится только вот этот:

12.11.2012 в 12:48

Per aspera ad astra
Очень нравятся. Если бы вокруг них сделали бы парки и скверы, думаю, современная молодежь с удовольствием там проводила бы время. Заинтересовалась бы, возможно, историей создания.
03.12.2012 в 14:30

Искатель @сокровищ
Можно процитировать ваш пост?
03.12.2012 в 14:42

scio me nihil scire
Diary best, да
04.12.2012 в 10:16

Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в profileDiary best и участвует в Конкурсе на лучшую запись месяца.