![](http://vrubel-world.ru/img/vrubel-photo/michael-vrubel.jpg)
Родился Михаил Александрович Врубель 5 марта 1856 года (старый стиль) в Омске в семье военного юриста. Бережно относился отец к увлечению мальчика живописью. Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в Эрмитаже. Окончив одесскую гимназию, где он серьезно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдает экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.
К этому времени будущий художник уже твердо решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств, занимается в классе известного педагога П. П. Чистякова. В Академии Врубель работает много и серьезно. "Ты представить себе не можешь, - пишет он сестре, - до чего я погружен всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются".
Биография
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922732.jpg)
1882
Среди академических рисунков Врубеля выделяется акварель "Обручение Марии с Иосифом" (1881). Композиция напоминает картину Рафаэля на ту же тему, вместе с тем в рисунке чувствуется влияние библейских эскизов А. А. Иванова, но композиционный строй, движение фигур более динамичны.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922433.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922433.jpg)
Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Здесь он пишет акварель "Натурщица в обстановке Ренессанса" (Гос. музей русского искусства, Киев), которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, богатство оттенков цвета.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922449.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922449.jpg)
Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884).
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922474.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922474.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922807.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922807.jpg)
В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" (1885) - женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922478.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922478.jpg)
Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознает сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси. Во владимирских эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника. Благородный образ "Воскресения", лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба "Ангел с кадилом и свечой", и, наконец, "Надгробный плач", потрясающий силой трагического чувства. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби. В "Надгробном плаче", который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922511.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922511.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922499.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922499.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922488.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922488.jpg)
Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях - его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии. По высказыванию Нестерова, Врубель, "совершенно бескорыстный, невинный, отсутствующий с нашей планеты, витал в своих видениях-грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая место новым мечтам, новым образам, еще невиданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешных стран".
В 1889 году Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - "Венеция" (1893) - создано по впечатлениям от поездки в Италию (1891-1892). Перед зрителем возникает город эпохи Возрождения во всем праздничном великолепии пышного карнавального шествия.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922532.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922532.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922537.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922537.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922543.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922543.jpg)
Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке". Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой картине - "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего.
В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приемы. В портрете К. Д. Арцыбушева (1897) ощущается спокойная уравновешенность; портрет Саввы Мамонтова (1897) строится на контрастах композиционных ритмов, деталей, цвета, что вызывает остроту образа, в котором титанизм граничит с беспомощностью.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922573.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922573.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922576.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922576.jpg)
Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане". Затем он занят архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один - пристройка к дому Мамонтова в Москве. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: "Лель", "Волхова", "Купава".
С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. В одном из писем к сестре художник сообщает: "Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдает; нет не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Эта музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада".
"Музыку цельного человека" художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы. Врубеля не привлекают иллюстрации к каким-либо определенным былинам или сказкам, он стремится проникнуть в представления наших предков о человеке и природе, взглянуть на мир их глазами.
Таков врубелевский "Богатырь" (1898) - порождение окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922584.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922584.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922616.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922616.jpg)
В картине "Пан" (1899) греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900). Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества. "Царевна-лебедь" - один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/80/Tsarevna-Lebed_by_Mikhail_Vrubel_%28brightened%29.jpg/407px-Tsarevna-Lebed_by_Mikhail_Vrubel_%28brightened%29.jpg)
Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. Пышные гроздья врубелевской "Сирени" (1900), вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Один из современников Врубеля писал: "Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны".
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922623.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922623.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922909.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922909.jpg)
Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х годов работает над образом Демона. В одном из писем к отцу высказано представление художника о Демоне: "Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый". Первая попытка решить эту тему относится к 1885 году, однако работа была уничтожена Врубелем.
В картине "Демон сидящий" (1890) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. "Демон" Врубеля - соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины - контрасты. Холодный лиловый цвет "борется" с теплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани, и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922673.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922673.jpg)
В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати - половина относилась к "Демону". Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Особенно примечательна акварель "Голова Демона".
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922676.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922676.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922686.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922686.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922688.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922688.jpg)
Она подлинно монументальна. На фоне каменистых заснеженных вершин - голова с шапкой черных кудрей. Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В этом взгляде - жажда "познанья и свободы", мятежный дух сомнения.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922647.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922647.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922691.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922691.jpg)
Через несколько лет Врубель пишет "Демона летящего" (1899). Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен.
И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина - "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно. Александр Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.
Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.
Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека. Вспоминаются слова Александра Блока:
Что мгновенные бессилья!
Время - легкий дым!
Мы опять расплещем крылья!
Снова отлетим!..
И сказанное несколько позже Федором Шаляпиным: "И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон".
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922692.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922692.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922695.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922695.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922696.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922696.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922700.jpg)
Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.
В 1904 году он едет в Петербург. Начинается последний период творчества.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922704.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922704.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922852.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922852.jpg)
В 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922724.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922724.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922736.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922736.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922749.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922749.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922774.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922774.jpg)
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - "Портрет Н. И. Забелы на фоне березок" (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: "Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил".
За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом Валерия Брюсова (1906).
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/thumb/76922760.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/7/2/2/2722139/76922760.jpg)
Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжелой больничной обстановке мечтает о синеве неба над темными полями, о перламутровых красках весны. Единственным утешением оставалась музыка. Умер Врубель 1 апреля 1910 года (старый стиль).
Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы - вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А. Блок над могилой художника: "Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать".
**
![](http://vrubel-world.ru/img/vrubel-photo/vrubel-wife.jpg)
Михаил Врубель и Н.И. Забела-Врубель.
Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.
28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель и Надежда Забела обвенчались. После этого молодожёны уехали в Люцерн, где Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова.
С февраля по апрель 1898 года участвовал вместе с женой в гастролях Русской частной оперы С. И. Мамонтова в Санкт-Петербурге. Сблизился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Тогда же Врубель познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая состоялась в начале года в музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
1 сентября 1901 года у Михаила и Надежды родился сын. Его назвали Саввой, в честь мецената Саввы Мамонтова, так помогавшего художнику.
В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства.
11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию.
С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Свавей-Могилевича, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике В. П. Сербского при Московском университете.
9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. В клинике он провёл два месяца.
В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева.
В 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни.
1. Спасибо | 16 | (51.61%) | |
2. Познавательно. Восторг | 12 | (38.71%) | |
3. Утащу | 3 | (9.68%) | |
Всего: | 31 Всего проголосовало: 21 |
@темы: les noms de mon amour: Art nouveau, Moderne, Jugendstil., 10-е, XX, XIX, art history, художники