1804-1805 Catherine Worslee. Francois Gerard1800
1800
По форме и покрою платья должны были напоминать хитон и пеплос античных богинь, но по сути больше напоминали туники римлянок времен заката Империи: газовая туника или батистовая юбка с разрезом сбоку, сквозь который были видны облегающие ноги шелковые панталоны розового цвета или же совершенно голая нога и сандалии с ремешками, иногда украшенные драгоценными камнями. На балах от танцев тонкие платья промокали насквозь и просвечивали еще лучше. А многие дамы специально их мочили. Стоит ли удивляться, что современники упрекали дам в бесстыдстве?
Madame Récamier 1805Врачи того времени были в ужасе. Список "роз, погибших, не успевши расцвесть" пополнялся каждую зиму. Госпожа де Ноэль умерла после бала, заболев простудой в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, мадемуазель Шапталь - в шестнадцать. Увы, несмотря на существование теплых шалей, спенсеров, муфт и шуб, многие разгоряченные дамы после балов выходили на улицу в промокших платьях и тонких туфельках. Тогдашняя медицина была не в силах им помочь.
Российские дамы тоже следовали этой, абсолютно не приспособленной к климату, моде.
Увы, природа не всех одарила прекрасной фигурой, и пропавшие корсеты возвращаются, но в новом виде. Не успели современники позубоскалить про отвисшие "груши, вместо спелых яблок", и "излишне широкие, напоминающие окорочка, бедра", как в моду вошел полулифчик-полукорсет, который поднимал обнаженную грудь. А те, кого природа, напротив, обделила, снова стали носить искусственные бюсты из воска, "имитирующие природу во всей ее свежести и красоте", благо теперь они открыто красовались в витринах магазинов, рядом с накладными икрами для кавалеров.
1805
Petticoat, нижние платье, 1800
Petticoat, нижние платье, 1800
1804
1805
1808
1811
1810-12
Petticoat, 1810
Где-то с 1815 года изменяется отделка платьев - теперь они украшаются разными воротничками, рюшами, воланами и ленточками. Ткани становятся плотнее, фасоны - сложнее, силуэт постепенно понемногу расширяется за счет отделки или валика по подолу.
Постепенно выходит из моды белый цвет, до этого времени самый любимый и повсеместный в высшем обществе.
Простые белые платья становятся редкостью. Теперь они - либо признак излишней скромности, либо чрезмерного целомудрия, либо признак бедности. Носили их барышни из обедневших дворянских родов, которым не хватало доходов для того, чтобы идти в ногу с современной модой.
1821
1816-17
1819
1810-25
1815
1815-20
1810-20
1820
1820
1820
1820-30
1823
Силуэт медленно меняется. В моду входят пышные рукава жиго - "бараний окорок", "ветчиннообразные", "пагодообразные" и т.д. Таких рукавов не было в моде много лет, со времен Елизаветы I. Они делались такими пышными, что нужно было их прокладывать китовым усом или тканью. И это отражается на нижнем белье.
1820
1823
1820
1821
1823-25
1825
1825-35
1825
1830-34
К 1830ым талия возвращается на естественное место, а рукава и юбки продолжают расширятся. Так же расширяется и декольте, постепенно сползая с плеч. В моду входит чересчур пышная отделка: еще больше рюшей, лент, бантов.
Мода на осиные талии возвращает корсеты.
прогулочное платье 1828
1834-37, дневное платье
подкладки для рукавов:
Мода на осиные талии возвращает корсеты.
Ну, и накладная грудь никуда не уходит... И не уйдет. В том или ином виде, она все еще с нами.
1830 petticoat
В обществе становится допустимым носить панталоны не только детям, но и взрослым дамам, но тихо и осторожно. Врачи того времени считали, что дамам носить панталоны вредно: пусть все проветривается, это полезно. По мнению великосветских дам, панталоны носили только проститутки.
Но времена меняются, и некоторые отваживаются их надеть!
1834
1839
К 40ым нижних юбок уже не хватает для объема. Появляется кринолин. Словом "кринолин" могут называться две разные вещи: и жесткая нижняя юбка из специальной ткани, и конструкция из обручей. Сначала появилась юбка.
А вот рукава наоборот "сдувают". Линия плеч все еще опущена.
1844
1849
1847
Корсеты все еще с нами, и они постепенно начинают видоизменяться.
1830-40
1839-41
Носить панталоны становится все более прилично.
К 50ым появляются обручные юбки. Вхождение в моду обручного кринолина часто связывают с именем французской императрицы Евгении, супруги Наполеона III. Она славилась красотой и была законодательницей мод для всей Европы. Есть версия, что она начала использовать их во время беременности, которая имела место в 1855 – 1856 годах. При любом резком изменении моды по этому поводу возникают анекдоты и истории. Скорее всего, эта история относится к разряду именно таких, а мода на кринолин возникла из увлечения эпохой рококо.
Franz Xavier Winterhalter. The Empress Eugenie Surrounded by her Ladies in Waiting. 1855Есть еще интересная история про кринолины, созданные англичанином Чарльзом Фредериком Вортом, открывшим ателье в Париже.
По этой версии, его жена посетила Паулину Меттерних, жену австрийского посла, близкую к французской императрице Евгении.
Прежде чем познакомится с эскизами Ворта, Паулина очень долго колебалась. Ведь тогда Ворт никому не был известен. Но эскизы ей очень понравились. Была заключена сделка на условиях, очень выгодных для жены посла. Она заказала сразу два платья.
Princess Pauline de MetternichКринолин очень понравился самой императрице. Ворт прекрасно почувствовал тенденции эпохи и вместе со знатными заказчицами ввел кринолины в моду.
Эта мода стала типичной для Второй империи.
1854
1858
1850
сорочка, 1856
К 60ым корсеты окончательно принимают монолитную форму, без разделения на правую и левую грудь, но в 50ых еще есть варианты.
Если в 18 веке панье(фижмы) были привилегией знатных дам, то в 19 веке платья на кринолине носили и дамы из буржуазного сословия. Причем буквально с утра до вечера, а не только, как бальный или вечерний туалет.
В 1860х кринолины становятся чрезвычайно широкими (до 1,8 м в диаметре), и приобретают вытянунутую назад форму.
Если в 18 веке панье (фижмы) были привилегией знатных дам, то в 19 веке платья на кринолине носили и дамы из буржуазного сословия. Причем буквально с утра до вечера, а не только как бальный или вечерний туалет.
В 1860х кринолины становятся чрезвычайно широкими (до 1,8 м в диаметре) и приобретают вытянутую назад форму.
Кринолин был настолько неудобен и нелеп в повседневной жизни, что постоянно являлся темой анекдотов и карикатур.
Ширина кринолина определяла дистанцию, очень неудобную для элементарной жизнедеятельности: дама не могла взять за руку ребенка, пройти по тротуару, в двери...
Как развивалась история белья в 60х, я расскажу в следующем выпуске!
вот новогодние праздники будут)
ща кину клич)
индийские горничные жаловались и отказывались стирать юбки своих хозяек. для них было верхом нечистоплотности что у "белых леди" это все так и стекало по юбкам, благо этих юбок там было... и иногда становилось причиной конфузов - капало на полы.
по этому рекомендовалось лежать с грелкой на животе и пить вересковый отвар.
"тампон"
аналоги прокладок
ну и картинка дамского горшка bordaloue. с ними тоже забавная история.
читать дальше
как видно на картинке - панталон - нет. простые женщины и до конца 19 века их не носили. считалось очень вредным.
а еще про то как предохранялись тоже забавная тема. и тоже стремная)