ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ МОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Истории модной иллюстрации насчитывают более 500 лет. И не смотря на то, что сейчас этот вид визуального искусства утратил первоначальные функции, на заре своего существования, модная иллюстрация имела свое четкое предназначение. А именно - распространение информации. К XVI веку с развитием тиражированной печати (гравюра) человек становится заинтересован не только в получении знаний, но и в их продвижении. Художники создают гравюры с изображением людей одетых в костюм, характерный для их национальности и статуса (см. Чезаре Вечеллио). Они были сродни составлению энциклопедии. Через печатные альбомы художники расширяли кругозор зрителя. Сборники с иллюстрациями показывали и иностранного горожанина, и простого крестьянина и даже туземца - все, что видел художник. По великому множеству уцелевших произведений, современные историки изучают то, что носил человек прошлого. Но, конечно, следует понимать, что не многие художники разбирались в строении костюма и часто некоторые элементы платья либо надуманны, либо мы просто не понимаем, что именно изобразил художник. Эти печатные изображения считаются предками модной иллюстрации.
Cesare Vecellio, 1590 год. читать дальшеК середине XVII века появляются периодические издания, а к 70-м годам, не без помощи Людовика XIV, появляются первые модные журналы (le nouveau mercure galant), издательство которых в основном сконцентрировано во Франции - центре моды того времени. Черно-белые иллюстрации презентующие дам и господ в дорогих платьях содержали тексты-пояснения, описывающие изделие: из каких тканей оно сшито, какого цвета, что за отделка. Помимо всего прочего, на иллюстрациях указывались адреса поставщиков. Иллюстрация стала рекламой, и, конечно же, в связи с этим, уровень подачи изображений значительно повысился. Художники прорисовывают мелкие детали костюма, больше внимания уделают сходству с оригиналом. Моделей изображали в незамысловатых статичных позах, словно копирующих лордов с живописных портретов. Впрочем, со временем появляются ситуативные и сюжетные композиции.
Журнал le nouveau mercure galant, 1678 год.
Новый вид иллюстрации развивается бок о бок с модными журналами. К концу XVIII века, во времена революционных распрей во Франции, господство издательства на время перешло к Германии. На протяжении века эта власть перекидывалась с одного европейского государства, на другое. Но к XIX веку Франция в очередной раз стала столицей моды. Здесь журнальная иллюстрация приобрела новый стандарт, которому будет подражать вся Европа (и Россия в том числе), в основном благодаря художникам из семьи Колин (см Colin adele Anaise), которые публиковались в журналах Le Follet (1829), Le Journal des demoiselles (1833) и La Mode illustree (1860). Лицо новой журнальной иллюстрации можно было охарактеризовать мягкостью и романтичностью. Прозрачная акварельная графика вырисовывала дам в пышных платьях с покатыми рукавами, барышень с молочной кожей и джентльменов, ухаживающих за ними. Художники не скупились на детали: изображали, как фактуру шелковой материи, так и тончайшие переплетения кружева. На иллюстрациях мы видим благородных дам, беззаботно отдыхающих в своем будуаре. Романтичные образы освещены теплым акварельным светом и праздная их жизнь, разукрашенная роскошными платьями, спокойно и ненавязчиво показывает нам осколки образа жизни господ того времени. Именно такой модная иллюстрация показывала костюм и жизнь дворян в XIX веке.
Страница из модного журнала, 1856 год.Журнал Victoria, 1873 год.
В конце XIX - началe XX века иллюстрация ненамного изменилась. Большинство художников продолжали традиции XIX века, рисуя легкие быстрые работы с обилием мелких деталей. Среди художников-иллюстраторов того времени есть интересные исключения, например, Лейендекер или Чарльз Гибсон и его знаменитая «Gibson Girl». Впрочем, как бы ни была нарисована модная иллюстрация, она все так же является одой стилю жизни миллионеров.
В это время на вершине пьедестала моды стоят дизайнеры объединившие мир моды с миром искусства: Сестры Калло, Ворт, Жак Дусе (Jacques Doucet), Жанна Пакен (Jeanne Paquin) и, конечно же, Поль Пуаре. Восточный стиль
последнего, вдохновленный балетом Дягилева, становится фаворитом богатых дам.
Для его коллекций создаются рекламные иллюстрированные буклеты, над которыми работали художники Поль Ириб и Джорж Лепап. Их иллюстрации разительно отличаются от «классической школы». Плоскостная графика, так похожая на японскую гравюру без единого намека на объем и живописность. Эту манеру перехватывают и другие художники, желающие идти в ногу со временем. Нерациональность модерна била ключом даже из модной иллюстрации. Она действительно стала частью официального искусства Прекрасной Эпохи. Сначала изображавшая праздную и спокойную жизнь дворян, иллюстрация теперь стала отражением иллюзорного мира богачей. На картинах мы видим монументальные фигуры женщин в сказочных и, порой, сюрреалистичных платьях. Фон украшал витиеватый растительный орнамент, который насмешливо называли «шпинат». Вся эта чрезмерная пышность, грандиозность и эскапичность модерна, стремление закрыться за занавесом прекрасной восточной сказки, были предсмертными криками моды, иллюстрации и самой Le Belle Epoque, ибо в 1914 году этот занавес разорвала в клочья Первая Мировая Война. Человек еще долгих 4 года не будет помнить ни о корсетах, ни о балах, ни о сияющих богатством платьях, ни уж тем более о том, как это изображать.
По окончании войны, мода, конечно, вернется. Вместе с ней появится и иллюстрация, но жизнь ее начнет обратный отсчет. Через каких-то 30 лет модную иллюстрацию будет вытеснять фотография, которая еще через 10 лет возьмет на себя все обязанности иллюстрации.
George Lepap.Paul Iribe, 1908 (для Поля Пуаре).Erte (Роман Тыртов). Первое десятилетие 20- го века.