scio me nihil scire

Современное представление о Деде Морозе является сложным сплетением легенд и верований разных времён и народов.
В других странах существуют свои новогодние и рождественские персонажи - аналоги Деда Мороза или тот же Дед Мороз (как, к примеру, на Украине) и прочие персонажи (к примеру, Святой Николай Чудотворец, Бефана)

читать дальше
Йоль (в разных языках Yule, Joll, Joel или Yuil) — средневековый праздник зимнего солнцеворота у германских народов, празднуется 19-21 декабря. Традиционно языческий праздник проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. А потом и вовсе слилась с ним.
Йоль — ночь солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю и пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.
Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики и яблок, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.
По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословение деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.
Символика Йоля — йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечами, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.
Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочка дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.
В средние века было принято дарить детям подарки 28 декабря, в день святых невинных младенцев вифлеемских. К XVII веку этот обычай сменился дарением подарков в день Святого Николауса.
Под именем Николаус (Nikolaus) скрывается святой Николай из Миры (в русской традиции — Николай-чудотворец), бывший в первой половине III века епископом в г. Мира в Малой Азии (ныне Демра, Турция). С именем Николая связаны многие легенды. В том числе о том, как он переправил в Миру поставку зерна, предназначенного для Рима, и о том, как он спас детей Миры от морских разбойников. С XVII века святой Николай считается покровителем детей. В его день, 6 декабря, детям дарят подарки (дети выставляют свои ботинки перед дверью, чтобы Николаус мог положить в них свои подарки).
Однако, подарки получают только послушные дети. Непослушные проказники, напротив, получают наказания розгами. В этом нелёгком деле у Николауса есть помощники: в Германии — Knecht Ruprecht, в Швейцарии — Schmutzli, в Австрии и Баварии — Krampus.




В англоязычных странах его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове — красный колпак.
В Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.
В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

из Музея Этнографии СПб
Рождественский козёл, соломенная коза (швед. Julebukk) — традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии.
В Швеции ранее была традиция Рождества, когда молодые ряженые люди ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета, как коза, иногда с маской, сделанной из соломы, и в качестве награды они получали еду и напитки. В течение XIX века традиция постепенно изменилась, — человек, наряженный козлом стал дарить подарки, а сейчас превратился в Санта Клауса.



В Норвегии его зовут также юлениссе. Этот волшебник больше похож на гнома или на домового, чем на русского Деда Мороза. Его одежда состоит из деревянных башмачков, штанишек до колен, рубахи, жилета, гольфов и непременно колпака. Он живёт в маленьком домике в лесу, целый год мастерит подарки и, как настоящий норвежец и гном, любит кашу, пиво и блэк-метал. В декабре он перебирается поближе к людям. Ездит на тележке, запряженной лисами.

Слово "ниссе" восходит к имени Николая Чудотворца.
С 1840-х годов ниссе стал символом Рождества в Дании, таких ниссе стали называть "юлениссе" (Йольский ниссе), аналогично финскому Йоулупукки (Йольский козёл). К концу XIX века символ юлениссе распространился и в других скандинавских странах. Со временем юлениссе стали похожи на Санта-Клаусов, но при этом они сохраняют много национальных особенностей.
Юлениссе живут по всей Норвегии. Во главе их рода стоит сын того ниссе, который впервые подарил две серебряные монетки маленькой девочке более четырёхсот лет назад. Он живёт недалеко от Осло в собственном доме в коммуне Фрогн, а в городе Дрёбак находится почта, куда каждый год приходят тысячи писем от детей.

Евльский козёл (швед. Julbocken i Gävle или швед. Gävlebocken) — это огромная сделанная из соломы фигура сказочного козла, сопровождающего шведского рождественского персонажа Юлебукка. Козла устанавливают каждый год в течение двух дней, в начале адвента на замковой площади (швед. Slottstorget) в центре города Евле. Стал знаменитым благодаря тому, что каждый год хулиганами предпринимается попытка его сжечь.
История Евльского Козла берёт своё начало в 1966 году, когда Стигу Гавлену пришла в голову идея построить увеличенную версию Юлебукка и установить в центре города. Первый Евльский Козёл был 13 метров в высоту, 7 метров в длину и весил приблизительно 3 тонны. Был подожжён неизвестными людьми в новогоднюю ночь. С тех пор поджигание козла стало неофициальной традицией. 12 декабря 2012 года он был сожжён в 26-й раз
В Испании детям подарки приносили Волхвы: Мельхиор, Бальтазар и Каспар.

Кавалькада царей-волхвов (исп. Cabalgata de los Reyes Magos; кат. Cavalcada de Reis Mags) — яркое костюмированное представление в календаре традиционных рождественско-новогодних празднеств Испании, один из наиболее популярных и любимых праздников в стране, наступления которого с особенным нетерпением ждёт детвора. Проводится ежегодно 5 января, в преддверии католического Богоявления, отмечаемого через двенадцать дней после Рождества.
В праздник царей-волхвов, или «день подарков», как его ещё называют в Испании, примерно с 17 до 22 часов центральные улицы и площади практически всех городов закрываются для автомобильного движения, и по ним торжественным маршем проходит кавалькада «царей с Востока». Следующие за ними в свите пажи и вельможи бросают в толпу зрителей предназначенные для детей конфеты, другие сладости и символические подарки. Шествие сопровождается музыкой и танцами, как правило, самодеятельных коллективов, красочными фейерверками. Кульминация праздника наступает, когда цари-волхвы, приблизившись к рождественским яслям (вертепу), поклоняются и приносят дары фигурке, изображающей младенца-Иисуса.

По завершении праздничного шествия все дети должны немедленно вернуться домой, без шалостей, игр и проволочек лечь спать и крепко заснуть. Проснувшись на следующее утро, мальчики и девочки найдут рядом со своими туфельками или ботиночками подарки, о которых просили в письме царей-волхвов. Просьбу о желанной игрушке каждый ребёнок должен «обосновать»: написать, как он себя вёл в течение минувшего года, был ли послушным и хорошо ли учился, а также обещать и впредь быть во всём примерным. Свои письма дети вручают лично царскому письмоносцу (исп. el Cartero Real), который в соответствии со сложившимся обычаем приходит в испанские города и веси за день до прибытия туда царей-волхвов.
Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
На Кипре и в Греции "Деда Мороза" зовут Василий. От св. Василия.
В Италии к детям приходит старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.


Вторым персонажем итальянских праздников является Баббо Натале.
Баббо Натале – итальянский Дед Мороз, который спускается с Альп и Доломитов, перемежающихся с высокогорными долинами, где живописно разбросаны маленькие сказочные селения со старинными замками и церковными колоколенками.
Происхождение Баббо Натале, по одной из версий, связывают со Святым Николаем, родившимся в третьем веке н.э. в Турции. После смерти Святого, его мощи были похищены переодевшимися в купцов итальянскими рыцарями. С тех пор останки Святого Николая хранятся на юге Италии, в городе Бари. По другой версии, итальянский Дед Мороз позаимствован у американцев (после Второй мировой войны).
Внешне Баббо Натале очень похож на Санта-Клауса. Он одет в красный костюм, у него большая белая борода, а путешествует он на салазках, запряженных северными оленями. Рождественской ночью Баббо Натале заглядывает в дома, где есть маленькие дети, и оставляет им подарки. Но одаривает он только тех, кто заранее написал ему письмо с пожеланиями.
За Рождеством следует Новый год, по-итальянски, «Capodanno» («голова года»). С Новым годом у итальянцев также связаны многочисленные традиции.
Так, например, считается, что для удачи в наступающем году новогодний стол должен состоять из 13 блюд. В некоторых областях Италии бытует поверье, что успех в Новом году обеспечивает икра в новогодний ужин, турецкий горох и пиво, выпитое в первые минуты наступившего года.
Активно распространено поверье, что для привлечения удачи в новогоднюю ночь нужно одеть красное нижнее белье. Кроме того, для встречи Нового года итальянцы стараются одеть новые вещи и, по возможности, выбросить старые.
У нидерладского Синтаклааса есть большая книга, где описаны все подарки всем детям, их имена и адреса. Но Синтаклаас слушается только родителей, поэтому дети должны все письма и пожелания передавать через них. А еще у него много помощников Чёрных Питов (нидерл. Zwarte Piet), которые делают игрушки и доставляют подарки.


Происхождение персонажа не совсем ясно; скорее всего, он возник вследствие того, что на картинах волхвы порой изображались в сопровождении экзотических слуг (на изображениях Святого Николая такие слуги появились в период после падения Гранады), в том числе — мавров. Изначально чёрный слуга у Святого Николая был один, и считался не то трубочистом с перемазанным лицом (ведь подарки доставляются через грязные от сажи трубы), не то демоном, не то просто освобождённым Николаем рабом, который из благодарности решил сопровождать святого в его странствиях. Кроме доставки подарков, Чёрный Пит способен выпороть хлыстом тех, кто плохо себя вёл, кроме того, именно он носит с собой книжку, в которой записаны все поступки детей, и хорошие, и плохие.
В Стране Басков Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина.
В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках — длинный кнут. Изображение Белого Стареца (монг. Цагаан өвгөн; калм. Цаһан өвгн; бур. Сагаан үбгэн) в монгольских буддийских монастырях обычно ставят перед входом в храм, а на алтарях он занимает нижайшее место. Среди бурят Белый Старец часто отождествлялся с православным Николаем Угодником.
В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зелёным шарфом и зелёный халат, на котором вышиты цветы.
Зюзя - фольклорный зимний персонаж у белорусов. Повествования представляют Зюзю наиболее близким к русскому Деду Морозу или американскому Санта-Клаусу.
Зюзя представляется как дед с длинной бородой, который живёт в лесу, ходит босиком. По фольклорным представлениям треск деревьев во время сильных морозов объясняется тем, что Зюзя стучит по деревьям
В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Св. Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, — тем самым, он действует в противовес Св. Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Изображать Крампуса принято в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности. Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в течение первой недели декабря, а особенно в ночь с 5 (нем. Krampuslauf — «День Крампуса») на 6 декабря (нем. Nikolotag — «День Св. Николая») и бродят по улицам, пугая детей цепями и колокольчиками. Часто Крампус фигурирует на специальных рождественских открытках (нем. Krampuskarten).

Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде. Возможным прототипом Снегурочки может быть праздник святой Люсии стран Балтики, которая в Германии XVI—XVII веков, во время запрета на Святого Николая, заменяла в Рождество доброго дедушку и Иисуса. Традиция не прижилась в Германии, но укоренилась в Швеции в XVIII—XIX веках.
В русском фольклоре Снегурочка появляется в XIX веке, как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда "Поэтические воззрения славян на природу", в котором видны христианские корни этого персонажа: "Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега… Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. "Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!". В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу "Снегурочка". В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички. Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. Окончательная точка была поставлена в канун 1929 года. Рождество и по старому и по новому стилю было объявлено обычным рабочим днём. Вместе с ёлкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее.
В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых.
Св. Лючия.

Обычай наряжать Люсией маленькую девочку пришёл из Германии. Там в XVI—XVII веках, во времена запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Традиция не укоренилась, зато проникла в Швецию. В XVIII—XIX веках обычай установился на более ранний день святой Люсии, и главным героем вместо Иисуса стала именно она. В 1927 году было проведено первое шествие Люсии в столице — Стокгольме. Сейчас традиции празднования дня святого Люсии практически не изменились. В Стокгольме и Хельсинки проходит церемония выборов и коронации Люсии, которую наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего начинается торжественное карнавальное шествие ряженых детей. Шведская коронация проходит в национальном музее Скансен, а финская - в главном соборе Хельсинки.

Наряд «королевы праздника» символичен: белое платье обозначает невинность и чистоту, красный пояс, которым оно подпоясано - мученическую смерть, венок - нимб, символ святости, а горящие свечи — свет.

Бабадимри (алб. Babadimri), также известен как Shën Nikolla (Святой Николай), Atit e Krishtlindjeve (Дед Мороз) и Kris Kringle. Легендарный в Албании мифический персонаж, который приносит подарки хорошим детям в вечерние и ночные часы Сочельника, 24 декабря. Его праздник приходится на 6 декабря (День Святого Николая). Легенда может быть частично основана на агиографических рассказах об исторической личности святителя Николая.
Хотя первоначально на изображениях Бабадимри представал в епископском облачении Святого Николая, то в современную эпоху, как правило, как полный веселый седобородый человек, одетый в красную куртку с белыми манжетами и воротником, красные брюки с чёрный кожаным ремнем и ботинки
Ямал Ири — сказочный персонаж, возникший на основе мифотворчества коренных народов Севера о первопредке, культурном герое Терлее.
На вид является старцем. Его образ является собирательным и воплощает лучшие черты коренных народов Севера. Синонимы — Ямальский Дед Мороз, Ямальский Дедушка Севера, Дедушка Ямала.
Ямал Ири одевается в национальную северную одежду — малицу и кисы, подпоясан специальным национальным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта. Но иногда подпоясывается широким кушаком. Длинные седые волосы собраны сзади в небольшую косичку, усы и бородка клинышком.
Ямал Ири имеет специальную волшебную лопатку-посох. Она изготовлена из дерева и украшена национальным орнаментом.
Кристкинд представляется обычно в качестве девочки или ангела женского пола, который дарит детям подарки на Рождество.
Кристкинд - это изобретение Мартина Лютера. Протестанты не признавали католических святых. Обычай же дарить детям подарки Лютеру хотелось сохранить. Поэтому он заменил Николауса на Кристкинда, которому «поручил» раздавать подарки, но не на 6 декабря, а в Рождество, 25 декабря. До 1900 так и было - у католиков к детям «приходил» Николаус 6 декабря, а у протестантов — Кристкинд 25 декабря. Лишь в XX веке «протестантский» Кристкинд прижился у католиков, также как и рождественская ёлка и венки. У протестантов же с этого времени Кристкинд стал играть всё меньшую роль в их рождественских традициях и был в конце концов вытеснен секуляризированным (не религиозным) «рождественским дедом» (Weihnachtsmann). Таким образом, изначально протестантский Кристкинд «приходит» сегодня преимущественно в католические семьи.



Кристкинд дарит подарки только послушным детям, а шаловливые и капризные остаются с пустыми руками. Однако, в отличие от помощников Николауса, Кристкинд не наказывает таких детей.
Вопреки распространённому мнению, Кристкинд не является новорожденным Иисусом. Скорее название происходит от рождественских представлений (Weihnachtsspiele), в которых Christkinder приходят к колыбели Иисуса (Krippe) и приносят ему подарки.
Вайнахтсман или «рождественский дед» — это современная символическая фигура, приносящая детям подарки на рождество. В его основе — всё те же легенды о святом Николае. Рождественский дед представляется как дружелюбный старик с длинной белой бородой, красной шубе с белым мехом, мешком с подарками и розгой. В рождественскую ночь он одаривает «хороших» детей и наказывает «плохих», объединяя, таким образом, в своём лице функции Николауса и его наказывающих помощников.
Европейские переселенцы в Америку привезли с собой легенды о Николаусе. За океаном вайнахтсман живёт под именем Санта-Клаус. Современные представления о нём, как о разъезжающем на упряжке северных оленей и тайком залезающим через камин в дома, чтобы оставить подарки, восходят к стихотворению «The Night before Christmas», анонимно опубликованному в 1823. С 1862 карикатурист немецкого происхождения Томас Наст (Thomas Nast) рисовал изображения Санта-Клауса для журнала «Harper’s Weekly». На них вайнахтсман уже был бородачом с розгой.
Красно-белый наряд и стандартизированный внешний вид вайнахтсман получил в 1920-е годы. Чуть позже, в 1931, этот образ лёг в основу рекламной кампании Кока-Колы, когда Хэддон Сандблом (Haddon Sundblom) нарисовал Санта-Клауса с лицом одного из сотрудников компании на пенсии. С тех пор он ежегодно (вплоть до 1966) рисовал новых Санта-Клаусов, закрепляя в общественном сознании этот современный образ. Рекламная кампания оказалась настолько успешной, что такой внешний вид Санта-Клауса, не вполне справедливо, приписывается Кока-Коле.
Идун (Idhun, также Iduna) — в германо-скандинавской мифологии богиня вечной юности, дочь карлика Ивальди, супруга Браги, бога поэзии.

Герман Вильгельм Биссен. Идун
Известна как хранительница яблок, от обладания которыми зависела вечная юность богов, может превращаться в орех. Исполин Тьяцци заставил пленённого им Локи передать ему Идун вместе с этими яблоками, но вскоре Локи удалось вернуть их для богов. Именно из-за превращения Идун в орех, Локи смог довольно легко доставить корзину асам. Местопребыванием Идун служил Бруннакр, то есть поле колодцев, царство всеоживляющих колодцев молодости.
В Швеции долгое время была рождественским персонажем.
Вопрос: ...
1. Спасибо, познавательно | 23 | (79.31%) | |
2. Утащу | 6 | (20.69%) | |
Всего: | 29 Всего проголосовало: 25 |
@темы: история, fairy tales
козел меня пугает.. хорошо, что я не в Швеции живу.
очень люблю Идун. вообще раньше много что из скандинавской мифологии мне нравилось..)
кстати, примечательно то, что Санта Клаус, каким его изображают сейчас: красно-белая одежда, курточка, сапоги, колпак, кудри и очки : это чистой воды продукт компании Coca Cola. еще тогдаааашний. это они придумали так изображать его и с тех пор это стало стереотипным.
хотя в начале он и у колы варьировался.
именно кокакольного не нашла сейчас.
stuckiniceland.com/history/bad-santas-the-devia...
запощу скоро на forgottengarden отдельным постом более интересные их фотки